«У них в крови течет бензин» / Владимир Федоров, газета «Саратовский взгляд» №22(114) от 29 мая 2008г.

 Газета Взгляд

Очередным раздражителем для жителей областного центра стали уличные гонщики, так называемые стритрейсеры. Обычные автолюбители склонны обвинять во многих ДТП именно новоявленных автоспортсменов. О том, где и как на самом деле проходят состязания профессиональных стритрейсеров, и «кто есть кто» в саратовском мире моторов, узнал корреспондент «Взгляда».

Эх, дороги…

С Романом из клуба «Saratov Night Racing Club» стоим в пробке уже полчаса. Застряли довольно плотно. Мимо, по полосе общественного транспорта, то и дело проносятся лихачи. Рома нервно барабанит пальцами по аккуратному спортивному рулю – за последние десять минут мы не проехали и двадцати метров. Я не понимаю, почему он нервничает.

– Даже если приедем на место за полчаса до начала соревнований, ты наверняка успеешь пообщаться со своими коллегами, – пытаюсь его успокоить.

– Только идти до них пешком от парковки придется километра полтора, – вяло шутит он. – Поверь, там будет очень много машин.

Если честно, мне в это верится слабо. Смотрю на очередной автомобиль, обгоняющий поток по встречной полосе, и в голову закрадывается пакостная мыслишка: «А может, и нам так же – авось пронесет»? Но Роман не дает мне договорить фразу, его твердое «нет» прекращает разговор на эту тему. Понимаю, что мои надежды на репортаж про «автомобильных пиратов», рассекающих просторы города на запредельных скоростях вне зависимости от правил дорожного движения, рухнули. На саратовский вариант знаменитого фильма «Форсаж» происходящее явно не тянет…

Наконец-то мы на месте. Сегодня соревнования проходят на одной из пригородных трасс. Приехали довольно рано. Тем не менее я вынужден признать, что Рома был недалек от истины: обочина дороги плотно заставлена машинами гонщиков и зрителей.

Вопреки моим ожиданиям, здесь можно встретить не только студентов престижных вузов на типичных для молодежи ВАЗах двенадцатой модели. В толпе (соревнования, по самым скромным подсчетам, собрали около тысячи зрителей) преобладают мужчины 25-30 лет. Разного статуса – здесь есть и менеджеры в офисных костюмах, и семейные пары.

Над каждой машиной, которая вскоре будет участвовать в заездах, трудится небольшая техническая группа. Один из рейсеров «переобувает» свой автомобиль из стандартных покрышек в специальную «лысую» резину («слики»), вроде той, которую используют в «Формуле-1». От организаторов узнаю, что сегодня будут соревноваться в основном произведения российского автопрома. Есть здесь и несколько иномарок. Гоняться они будут, в том числе, с нашими ВАЗами или, как их здесь ласково называют, «тазиками».

За несколько минут до начала гонок с компанией новых знакомых взбираемся на ближайший пригорок – места у обочины уже заняты зрителями. Автомобили попарно срываются со старта. С возвышения хорошо видна вся дистанция. Это прямой отрезок трассы длиной меньше полукилометра. В некоторых заездах победитель определяется лишь на последних метрах. И совсем не обязательно вперед вырываются иномарки. Когда очередной «тазик», победно моргая фарами, катится от финиша обратно к старту, меня охватывает гордость за русские автомобили, но вот причины их лидерства пока остаются загадкой.

Игра по правилам

На следующий день я встретился с организаторами гонок и руководителями «SNRC» Александром, Нареком и Катей в одной из кофеен в центре города.

В Александре, спокойном молодом человеке, вальяжно сидящем на уютном диване, трудно узнать заводилу вчерашнего шоу. Нарек – совсем другое дело. Еще вчера я заметил, как он, перепрыгивая через оградительную ленту, выбегает на трассу, чтобы сфотографировать очередную пару автомобилей за несколько секунд до старта. Сегодня он так же азартен: требует, чтобы я непременно попробовал кофе, сваренный на песке, и постоянно перебивает Александра, явно пытаясь добавить в беседу остроты. Катя вчера не расставалась с рацией – сегодня с ноутбуком. На дисплее мелькают фотографии тюнингованных автомобилей.

«Saratov Night Racing Club» – не единственный автоклуб в Саратове. Их множество, как известных, так и не очень. Наиболее заметные и раскрученные – «Саратовский клуб внедорожников», клуб интернет-портала «Auto­Saratov.ru», «Мотоимперия». У каждого, как видно из названия, своя, довольно узкая специфика. SNRC специализируется исключительно на стритрейсинге.

В России развиты два вида соревнований по стритрейсингу – челлендж и дрэг. Челлендж наиболее близок к названию направления – это гонки в черте города. Участник челленджа должен как можно быстрее проехать через все отмеченные в его маршруте точки (чекпойнты), чередуя их в любом порядке. Благодаря своей зрелищности соревнования часто становятся сюжетом художественных фильмов, однако нужно отчетливо понимать, что они связаны с огромным риском не только для гонщика, но и для окружающих. Несмотря на предпринимаемые меры предосторожности, обеспечить полную безопасность проведения соревнований в черте города практически невозможно.

– Наш клуб выступает за развитие и легализацию второй, куда менее опасной дисциплины – дрэга, – говорит Александр.

Классический дрэг – этот парный заезд по прямой длиной в 402 метра (четверть мили). Именно поэтому такой заезд еще иногда называют «quarter» (англ. – «четверть»). Когда-то такая дистанция была оптимальной для того, чтобы максимальную скорость развила скаковая лошадь. Сейчас лошади уступили место автомобилям. Поскольку в городских джунглях обеспечить идеальную трассу для дрэга трудно, соревнования дрэгрейсеров проходят в пригороде, на одном из таких мне и довелось побывать. Место тщательно проверяется, выбираются наименее загруженные транспортом трассы.

Как собрать болид?

Большинство рейсеров «стро­ят» свои «болиды» сами, ведь готовых решений практически не существует. Некоторые автомобили собираются по частям по всей России – не всегда легко найти нужные комплектующие. Технологически грамотно подготовленный к гонкам автомобиль сильно отличается от заводского собрата.

Идеальными для гонок считаются японские машины, выпущенные до 2000 года, когда страна присоединилась к конвенции, диктующей евростандарты экологической безопасности. Одним из условий являлось ограничение КПД двигателя. По европейским нормам, один литр должен давать строго определенную мощность. Но достать «японку» в нормальном состоянии крайне сложно.

В этом смысле российские автомобили имеют неоспоримые преимущества. К тому же с ними дешевле работать, проще достать запчасти, легче найти специалистов. У саратовцев есть и географический бонус – недалеко Тольятти, кузница ВАЗов. Однако далеко не каждый водитель, обладающий автомобилем с минимальным спортивным тюнингом – пресловутыми низкими обвесами и огромным ревущим глушителем, – является стритрейсером.

– Было бы неправильно называть банальных лихачей и позеров гонщиками, – утверждает Нарек. – Правильно «прокачанный» автомобиль доставляет при движении в городе гораздо меньше неудобств, чем похожая на него красивая «обманка». Даже в «правильном» усовершенствовании надо уметь вовремя остановиться. Конечно, есть предел в прокачке любого автомобиля, но он не технический, а, скорее, чисто человеческий.

Тем не менее грань между серийным автомобилем, специально приспособленным для гонок, и настоящим спортивным болидом остается всегда. Хотя и у городских гонщиков встречаются чисто спортивные авто. Существует такое понятие, как «корч». Это специально оборудованный серийный автомобиль, который технически уже не в состоянии участвовать в обычном дорожном движении. Такие машины едут из гаража на гонку и обратно только на прицепе. По сути – это уже спортивный болид, и позволить себе такую роскошь может далеко не каждый стритрейсер.

На мой взгляд, обладатель усовершенствованного авто должен испытывать постоянный соблазн погоняться в черте города. Но, как рассказали в клубе, настоящий гонщик не станет пользоваться преимуществами своего навороченного транспортного средства.

– Многие водители, заметив на светофоре автомобиль с наклейкой «Saratov Night Racing Club», испытывают желание с ним посоревноваться, а отказ воспринимается как признание поражения, – рассказывает Катя. – Отомстить, конечно, хочется. Есть проверенный способ. Для этого не обязательно разгоняться до запредельных скоростей, подвергая риску себя и окружающих. Амбиции водителей угасают быстрее, если они несколько кварталов тащатся за моей машиной черепашьим шагом, не имея возможности обогнать. А экстрима нам с лихвой хватает на соревнованиях.

* * *

Дрэгрейсинг является официальным видом спорта, по которому можно выполнять разряды и нормативы. В прошлом году у нас прошел первый Областной открытый чемпионат по дрэгрейсингу. И действительно, здесь все серьезно. ВАЗ-2108 лучшего саратовского гонщика Сергея Полтавского проезжает 402 метра за 13,4 секунды, а Nissan Skyline одного из топовых российских рейсеров Романа Нагервадзе развивает максимальную скорость до 256 км в час. Показателем мастерства дрэгрейсера является, безусловно, победа над достойным соперником. А самый достойный соперник для любого гонщика – время.

Среди участников соревнований люди разного возраста, положения и профессии. Есть и «рабочие люди» (вышеупомянутый Полтавский, кстати, работает на СТО), и бизнесмены, и чиновники, и управленцы среднего звена. Погружаясь в их мир, начинаешь понимать, почему все они увлекаются этим экстремальным видом спорта.

– Когда ты стоишь на старте, – объяснял мне Нарек, – весь мир уходит за лобовое стекло автомобиля. Остается только звук работающего двигателя в ушах, ощущение педали газа и рычага коробки передач. В этот момент перестаешь быть прокладкой между рулем и сиденьем и понимаешь, что в твоей крови течет бензин!


Вы можете прокомментировать это сообщение:

XHTML: Разрешены теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

You must be logged in to post a comment.


    You should not be seeing this text. To fix it, please make sure that:

    • Your installation of Wordpress supports widgets
    • You have added atleast one Widget to this sidebar

    If you do not plan to use widgets please make sure that Enable Widgets option is unchecked on HemingwayEx's option page.

    You should not be seeing this text. To fix it, please make sure that:

    • Your installation of Wordpress supports widgets
    • You have added atleast one Widget to this sidebar

    If you do not plan to use widgets please make sure that Enable Widgets option is unchecked on HemingwayEx's option page.

    You should not be seeing this text. To fix it, please make sure that:

    • Your installation of Wordpress supports widgets
    • You have added atleast one Widget to this sidebar

    If you do not plan to use widgets please make sure that Enable Widgets option is unchecked on HemingwayEx's option page.